Пост по учению свт. Игнатия (Брянчанинова)

Материал из wiki.energogroup.org
Перейти к навигации Перейти к поиску
1.    Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Пост и молитва сооружают покаяние, которое не может быть без смирения и очищения сердца.
 
2.    Установление поста – Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, – заповедь о посте. Она была необходимо нужной для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии. 
 
3.    В важных обстоятельствах и трудностях жизни, перед начатием великих дел, при наступлении великих скорбей святые Божии усугубляли свой пост и свои молитвы. Пример того и другого показал нам собой Спаситель наш, Господь наш Иисус Христос. Перед выходом на проповедь и совершения дел ради спасения человечества Господь удалился в пустыню, там пребыл в посте сорок дней и сорок ночей. Вдохновитель на подвиг поста и к подвигу борьбы против диавола есть Дух Святой.
 
4.    Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
 
5.    Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.
 
6.    Объедение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние. Тому же служат и развлечения, а также супружеская связь. Они делают ум мягким, способным к мечтам и фантазиям, требую новых сильных ощущений, чем пользуется враг человека- дьявол. В дни поста от этого решительно надо отказаться.
 
7.    Напротив, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.
 
8.    Чудное совокупление поста с молитвой! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщенности, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильной, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу.
 
9.    Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы, потому что пост для человека, а не человек для поста; пищей, данной для поддержания тела, не должно разрушать его.
 
10. Если пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел.
 
11. Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий – и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
 
12. Подвиг поста не принадлежит исключительно телу, подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела, он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством» (Лк. 21, 34). Развлечение и отягчение мыслей, холодность, ожесточение сердца, суетные и греховные мечты, непрестанно возникающие в воображении, уничтожают молитву пресыщенного.
 
13. В сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвой, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия. Высокомудрие и самомнение в безрассудном, жестком постнике всегда соединены с уничижением и осуждением ближнего, с особенной способностью соблазняться, наконец, с самообольщением, гордыней, погибелью.
 
14. Состояние, в которое приводят человека пост и молитва, особенно способно к принятию Божиих благодеяний и Божественных откровений. Бесчисленны доказательства и примеры того, что все угодники Божии тогда именно сподобляются Божественных откровений, когда они отрешат себя постом от материального мира, а чистой молитвой, свободным умом, не засоренными никакой мечтой, не развлекаемыми никакой посторонней мыслью, предстанут в глубоком благоговении и мире невидимому и недоведомому Богу.
 
15. Покорив посредством поста тело духу, сделав дух ангелоподобным, окрылить его надлежит молитвой: дух приобретет блаженный навык быстро и часто возноситься к Богу и испрашивать Божие благословение на начало человеческим действиям. Это дает возможность видеть Бога помощником и правителем всякого доброго дела.
 
16. Если человек часто возносится мыслью к Богу, то постепенно очищается его нравственный путь от всякого беззакония, не только грубого, но и тонкого, совершаемого в помышлениях и ощущениях.
 
17. Пост принимается Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость, посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерия и тщеславия, пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва. Она не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их.
 
18. Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим.
 
19. Греховная вещественность падшего ангела подчиняет его влиянию поста, освобождающего наш дух из-под владычества плоти. Падший ангел, приступая к постящемуся человеку, уже не видит материального преобладания, которое ему необходимо, чтобы управлять человеком; уже он не может возмутить крови, благодетельно охлажденной постом; уже он не может возбудить плоти, не склонной к зазвлечению, обузданной постом; уже не повинуются ему ум и сердце, ощутившие по причине поста особенную духовную бодрость. Увидев сопротивление, гордый падший дух отступает, потому что он не терпит сопротивления и противоречия. Он любит немедленное согласие, немедленную покорность тем мыслям, которые он насаждает.
 
20. Приступающий к пощению должен: 
а) иметь ревность о Господе;
б) решительность совершать дело Божье ради спасения своей души;
в) заранее отвергать всеваемые извне помыслы, уводящие от истинного пути подвижника;
г) примириться со всеми;
д) облечься в ризы смирения и внутренней нищеты;
е) взыскать покаянный дух на сердце;
ж) возопить из глубины сердечной к Богу и мысленно начать ходить перед Ним.
21.  Быть в пощении как воин твёрд и бдителен, соблюдая себя в чистоте, которая поможет отличать помыслы и научать на дальнейшие действия. Для этого необходимо часто участвовать в церковных Таинствах, приступая к Божественной чаше Тела и Крови Христовых.
 
22. Нарушение поста угрожает ученику Христову отпадением от Христа. Убоимся плотского состояния, производимого нарушением поста, убоимся производимой презрением поста совершенной неспособности к богопочитанию и богопознанию.