Долг: различия между версиями

Материал из wiki.energogroup.org
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: « '''Долг''' в христианском понимании – это обязанности человека перед Богом, святой Цер…»)
(нет различий)

Версия от 00:12, 18 октября 2018

Долг в христианском понимании – это обязанности человека перед Богом, святой Церковью, Отечеством и семьей в качестве проявлений его совести; также, в качестве обязательства, это – предмет обета  и обязательства в выполнении Божьего закона. В частности, долгом, по святителю Феофану Затворнику, считается для мирян ежедневная молитва.

«Долгами» считаются также отступления от Божией воли и грехи, совершаемые против Бога, ближних и самих себя, копящиеся в человеческой жизни и требующие покаяния перед Богом, о чем сказано в Молитве Господней: «…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…» (Мф. 6:12, Лк. 11:4)

В мирском, житейском понимании долг – это предмет заимствования, который нужно вернуть, подчиняясь прежде всего закону совести.

 

Примеры долга и долгов в Священном Писании

Примеры долга и долгов в Ветхом Завете

  1. В Ветхом Завете долг присутствует всегда в качестве предмета или средств заимствования, требующего возврата, но уже в это время долг приобретал значения символа отношений между людьми и отношений с Богом.
  2. Пример царя Неемии. Неемия сделал отсрочку своим должникам и этим подал добрый пример и другим вельможам (2 Ездр. '5':10-12),  что перекликается с одним из членов Молитвы Господней.
  3. Примеры статей Закона, ориентированных на совесть: жестокостью считалось брать в залог вола у вдовы (Иов. 24:3). Если дело было с бедняком и в залог бралась одежда, то кредитор обязан был возвратить её до захода солнца (Исх. 22:26).

Примеры долга и долгов в Новом Завете

Господь Иисус Христос использует понятие долга, определяемого Законом, в Своих притчах: Бога Иисус Христос представляет заимодавцем, который может прощать долги или грехи людям (Лк. 7:47, 49). Спаситель в одной притче говорит о добром заимодавце, который простил своим должникам – одному 500 динариев, а другому 50 (Лк. 7: 41-42). В молитве Господней прощение грехов уподобляется отпущению долгов (Мф. 6:12). В притче о злом рабе выводится должник, который, получив прощение своего крупного долга, сам жестоко обращается со своим сотоварищем и немилосердно требует немедленной уплаты ничтожного долга (Мт. 18:26-30). Спаситель упоминает о мучениях неоплатному должнику в качестве образа тех мучений, которым подвергнутся в будущей жизни неисправимые грешники (Мф. 5, 25-26; 18, 35).

 

Святые отцы о долге христианском

  1. Тебя ударили по щеке? Почему же допускаешь, чтобы другая твоя щека оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно – невелика заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно: произвольно подставить другую щеку, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь это дело Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он – единственное, неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за проклинающего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? А твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбляющего тебя твоя кротость обратит к кротости, и из врага он сделается учеником. (Святитель Григорий Богослов)
  2. Если пренебрежем этой заповедью (о прощении), то какому подвергнемся осуждению, поступая вопреки словам своим, дерзая произносить слова молитвы: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», произнося их безрассудно и легкомысленно, накапливая для себя все больше (огня) гееннского и возбуждая против себя гнев Господа? (Святитель Иоанн Златоуст)
  3. Сам Бог Иисус Христос, о Котором апостол Петр сказал: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет. 2:21–22), вот Он Сам не имел греха, и умер за грехи наши, и пролил Кровь Свою во оставление грехов. Воспринял за нас то, чего не был должен, чтобы избавить нас от долгов. Он не должен был умереть, как мы не должны были жить; почему? потому, что были грешниками. Как для Него смерть, так для нас жизнь не была долгом; но чего не был Он должен, Он принял, и в чем не был нам должен, даровал… Вот ты просишь, как нищий. Но скажи после этого и то, от чего это происходит. Скажи следующее: «остави нам долги наша». Ты дошел до слов моих: «остави, говоришь, нам долги наша». По какому праву? с каким условием? по какому закону? с каким собственным заверением? «якоже и мы оставляем должником нашим». Мало того, что ты не отпускаешь, ты еще и Богу лжешь. Условие положено; закон постановлен: оставь, как Я оставляю. Значит, Он не оставляет, если ты не оставишь. Оставь, как Я оставляю. Хочешь, чтобы оставлено было тебе, просящему, оставь и ты просящему… Нельзя пройти этого стиха, если не выполним, что говорим. Неужели можно изгладить этот стих из нашей молитвы? Неужели хотите сказать: «остави нам долги наша», а следующие слова: «якоже и мы оставляем должником нашим» изгладить? Не изгладишь, чтобы тебе не быть изглаженным. Итак, ты говоришь в молитве: «даждь», говоришь: «остави», чтобы получить, чего не имеешь, и да простится тебе. (Блаженный Августин)
  4. Поэтому когда получаем прощение наших великих долгов от Бога, то ради этой милости Божией к нам должны и сами прощать малые долги нашим ближним, чтобы и с нами не случилось того же, что с этим лукавым евангельским рабом (Святитель Тихон Задонский)

 

Исторический пример долга как предмета вразумления

«Помню, когда мне было 6 лет от роду,– вспоминал архимандрит Кронид,– я жил в доме отца-псаломщика. Однажды наша лошадь зашла на полосу овса, принадлежавшую соседу, батюшке Иоанну Десницкому. О. Иоанн был настоятелем сельской церкви, при которой отец служил псаломщиком, и, несмотря на всю свою душевную доброту, не был чужд вспыльчивости. Увидев нашу лошадь в своей усадьбе, он поймал ее и как бы в виде залога повел к себе во двор через калитку своих ворот. Вверху калитки торчал большой острый гвоздь. Этим гвоздем лошадь распорола себе спину от гривы до хвоста. Видя такую беду, батюшка тотчас же выпустил нашу лошадь, которая вернулась домой вся в крови. Мать и старшие дети в возмущении советовали отцу немедленно пожаловаться отцу благочинному, который жил в нашем же селе недалеко от нашего дома. Но отец поплакал о потере лошади, помолился, но жаловаться на о. Иоанна не захотел. Прошло три дня. Видимо, о. Иоанн ожидал жалобы со стороны моего отца, но, не дождавшись ее, позвал его к себе, опустившись перед ним на колени, сказал: «Прости меня. Господа ради, я виноват перед тобой. Погубил нечаянно твою лошадь. Прошу и молю тебя: возьми эти 50 рублей и купи себе коня на рабочую пору». Долго отец не соглашался брать деньги у батюшки, но батюшка упросил его взять хотя бы 25 рублей. На них отец вскоре купил себе коня и работал на нем все лето. А наша лошадь к этому времени тоже поправилась. Священник о. Иоанн после этого случая был очень добр и внимателен к моему отцу, до смерти продолжал относиться к нему с особенной любовью». (Троицкие цветки).

 

Рекомендуемая литература

  1. ДолгСвятитель Тихон Задонский
  2. Долг как сознание нравственной необходимости. Архимандрит Платон (Игумнов)
  3. Долг и должникиА.П. Лопухин
  4. Долг Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев

 

Рекомендуемая медиапродукция

  1. https://youtu.be/sdbhL3E1Mew
  2. https://youtu.be/uw0pHjC0q98
  3. https://youtu.be/Lown5ssCis0